В продолжение нашей рубрики под названием «Войти в IT» хотелось бы поговорить об ожиданиях новобранцев и реальности, которая их встречает за порогом ИТ-компании.

Новоприбывшие в сферу IT зачастую обладают немалыми амбициями и нацелены на довольно интенсивный профессиональный и карьерный рост. Такая амбициозность и нацеленность на успех – качества положительные, об этом даже нечего спорить, однако эти же качества могут привести к разочарованию, потере мотивации и выгоранию сотрудника в итоге. Каким образом? Несовпадение ожиданий и реальности.

В силу своей популярности и стремительного развития, сфера информационных технологий сегодня может предоставить хорошую оплату труда, условия работы, а также перспективу поднятия по карьерной лестнице. Все, что нужно для человека, нацеленного на успешное построение своей карьеры. Однако IT-компания IT-компании рознь, как говорится. Дело в том, что компании предлагают различные условия, исходя из собственных финансовых возможностей и политики ведения бизнеса. Также играет свою роль то, на чем именно специализируется та или иная компания, на какой рынок она нацелена, насколько значимо относятся к сотрудникам и многие другие факторы.

Некоторую роль в формировании ложных представлений о работе в сфере информационных технологий отыгрывает даже сеть, в которой часто можно встретить изображения сияющих белоснежными улыбками, успешных и жизнерадостных айтишников. Хорошие компании действительно очень удобно и комфортно обустроены, однако необходимость работать от этого никуда не девается. Глядя же на лица с картинок, может сложиться впечатление, будто они понятия не имеют, что такое работа. Для людей, ознакомленных со сферой, тема с картинками не особенно актуальна, и они хорошо понимают, за что платят деньги в ИТ-компании. Тем не менее, вопрос разбежности ожиданий и реальности по-прежнему присутствует.

Каких ожиданий ожидать?

Существует великое множество компаний с разной специализацией, ровно так же, как и разных специалистов в IT-сфере, причем не следует упускать личностные качества как кандидата на вакантное место, так и HR-менеджера или даже директора компании, так как его менталитет вполне может определять менталитет компании в целом. Несмотря на все эти различия, несложно определить список ожиданий, который был бы актуален практически во всех ситуациях. Рассмотрим мы как сторону работника, так и работодателя.

Чего ожидает сотрудник?

  1. Достойная оплата труда;
  2. Интересная работа и отсутствие монотонности рабочего процесса;
  3. Четко поставленные цели и понятно сформулированные задачи;
  4. Признание и поддержка идей;
  5. Возможность продвижения по карьерной лестнице;
  6. Поощрение продуктивной работы;
  7. Удобный рабочий график.

Чего ожидает компания?

  1. Усердная и продуктивная работа;
  2. Высокое качество выполнения поставленных задач;
  3. Организованность и умение планировать рабочий процесс;
  4. Доступность для сверхурочной работы по мере необходимости;
  5. Инициативность сотрудника.

Как найти компромисс, или «Взаимные ожидания»

Войти в IT: ожидания и реальность

 

В ходе вебинара, посвященного теме начала карьеры в сфере ИТ, Валерия Антонова поделилась своими размышлениями на тему взаимных ожиданий, возникающих между сотрудником и компанией. Валерия является HR-директором компании Provectus и имеет 15-летний стаж работы в сфере информационных технологий, поэтому о взаимных ожиданиях знает не понаслышке. По словам Валерии Антоновой, устные договоренности и согласование взаимных ожиданий имеют куда больший вес, нежели трудовой договор. Отсюда произрастает вывод, что устные договоренности могут существенно ухудшить или улучшить работу сотрудника в зависимости от того, насколько четко будут оговорены все детали. Непонимание или расплывчатое понимание требований и ожиданий со стороны сотрудника неизбежно приведет к недостаточной продуктивности, поэтому следует уделять внимание не только общим принципам, но и тому, правильно ли был трактован тот или иной пункт. Договоренности о взаимных ожиданиях практически никогда не переносятся на бумагу, но устной формы будет вполне достаточно, если правильно подбирать момент для обсуждения.

Валерия предлагает рассмотреть следующие этапы, как наиболее подходящие для выяснения ожиданий:

  • Собеседование;
  • Первый рабочий день;
  • В течение испытательного срока;
  • По окончанию испытательного срока.

Безусловно, взаимные ожидания могут эволюционировать с момента собеседования до конца испытательного срока, поэтому их следует регулярно обсуждать. Данные четыре случая актуальны для новоприбывших в компанию сотрудников, как наиболее подходящие, однако если изменения становятся ощутимыми в ходе карьеры, то необходимо периодически обновлять договоренности.

Вопросы в помощь новобранцу

Нередкий случай, когда потенциальный сотрудник компании во время собеседования испытывает излишнюю психологическую нагрузку и волнение. Это приводит к тому, что, вероятно, не все интересующие вопросы или нюансы будут проговорены и согласованы. Хорошим вариантом подготовки к собеседованию является составление списка со всеми интересующими вас аспектами, которые вы хотели бы прояснить. Ниже будут приведены наиболее популярные, актуальные для IT-сферы (и не только) вопросы по версии Валерии Антоновой.

  1. Какие задачи будут передо мной стоять?
  2. Каковы ожидания от моей работы?
  3. По каким критериям будет оцениваться моя работа?
  4. Как проходит процесс адаптации?
  5. При каких условиях адаптация будет считаться успешной?
  6. Каковы перспективы карьерного роста?
  7. Какой график рабочего времени и правила компании?
  8. Возможна ли работа по свободному графику?
  9. Есть ли возможность обучения и как оно проходит?
  10. Будет ли у меня наставник?

Этот список может быть дополнен любыми индивидуальными вопросами, которые предполагает специфика вашей работы, однако данный список может использоваться в качестве универсального, поскольку он актуален практически для любой должности, даже не имеющей отношения к сфере информационных технологий. Надеюсь, данная информация поможет вам стать более подготовленным к прохождению собеседования и повысить шансы на его успешное прохождение.

Смотрите также предыдущие материалы рубрики «Войти в IT»:

 

ВОЙТИ В IT: ПЕРВЫЕ ШАГИ К КАРЬЕРЕ В IT

Расскажите друзьям:Share on FacebookShare on VKShare on Google+Tweet about this on Twitter
Автор: Дмитрий Белько